Градообразующие предприятия рискуют рабочими местами. Какая поддержка им нужна — Промышленный портал

Градообразующие предприятия рискуют рабочими местами. Какая поддержка им нужна

Градообразующие предприятия рискуют рабочими местами. Какая поддержка им нужна

Под прямым санкционным давлением оказались 116 градообразующих предприятий. Еще 220 задело по касательной. Под ударом более 870 тысяч рабочих мест. Предприятия ограничены в выборе стратегий выживания — нужны дополнительные решения и ресурсы.

Градообразующие предприятия оказались наиболее чувствительны к санкциям. После ухода или приостановки деятельности иностранных компаний разрушились цепочки поставок, контрсанкции и санкции были наложены на ключевых поставщиков и покупателей продукции, из-за ограничений на экспорт закрылись традиционные рынки сбыта. К такому выводу пришли эксперты Центра стратегических разработок в своем исследовании «Градообразующие предприятия моногородов: механизмы адаптации к рискам первой половины 2022 года».

Сейчас в России действует 336 градообразующих предприятия в 321 моногороде, где проживает 12,7 млн человек. По состоянию на июнь наибольшие риски от санкций проявились в лесной промышленности и деревообработке, металлургии, угольной промышленности, а также в транспортном и специальном машиностроении. Кроме того, в последние годы моногородам свойственно стабильное снижение численности населения. Всего за последние 5 лет население моногородов сократилось на 419 тыс. чел. При этом за счет политики диверсификации деятельности в последние годы зависимость городов от таких предприятий снижалась, хотя их воздействие на социально-экономическое положение все еще велико. «Градообразующие предприятия — это рабочие места для большинства граждан, проживающих в данном городе, и крупные налогоплательщики в бюджет региона. Поэтому полная остановка или заморозка производства даже на некоторое время негативно скажется на экономической и социальной жизни города», — считает доцент кафедры экономической теории РЭУ им. Г.В. Плеханова Татьяна Скрыль.

Больше всего от санкций пострадали современные и модернизированные предприятия, ориентированные на экспорт в недружественные страны

По данным ЦСР, на конец июня 2022 года 1/3 всех ГРОП попали под прямые секторальные или персональные санкции недружественных стран. «В первом полугодии 2022 года в 16 моногородах проявились риски значительного ухудшения ситуации на градообразующих организациях, на которых работает в общей сложности 182 000 человек (4,7% от общей численности занятых в моногородах и 17,8% от занятых на градообразующих организациях моногородов)», — говорится в исследовании.

Наиболее устойчивыми оказались градообразующие организации, где темпы модернизации производства и внедрения современных технологий невысоки, а также те, которые работают на гособоронзаказ. Наиболее пострадавшие от введенных ограничений — современные предприятия, использующие импортные комплектующие и технологии, а также ориентированные на экспорт продукции в недружественные страны. Среди отраслей специализации таких компаний — автомобилестроение, вагоностроение, деревообработка и целлюлозно-бумажная промышленность, а также производство строительных материалов.

С февраля градообразующие предприятия изменяли кооперационные цепочки, искали новые рынки сбыта готовой продукции, запускали новые производства, упрощали выпускаемый продукт, сокращали инвестпрограммы, ремонтировали оборудование вместо замены оригинальных запчастей. «Моногорода — как лакмусовая бумажка российской экономики: первыми чувствуют изменения социально-экономической ситуации. Разнообразие стратегий реагирования ограничивается зависимостью от импорта и технологическими блокировками. Чаще всего в кризисы происходит упрощение производства, и это очень опасно для долгосрочного развития. Лишь немногие наращивают объемы для внутреннего рынка», — подчеркивает Директор научно-исследовательского центра пространственного анализа и региональной диагностики Института прикладных экономических исследований (ИПЭИ) РАНХиГС Дмитрий Землянский.

174 компаний из 336 действующих градообразующих предприятий используют несколько адаптационных механизмов, а 38 — только один. Самый популярный инструмент — переориентацию кооперационных цепочек для производства конечной продукции — применили 116 компаний. На втором месте — переориентация поставок на новые рынки сбыта. Им воспользовались 46 предприятий, которые экспортируют продукцию в недружественные страны (лесопромышленные и металлургические компании).

«Сейчас понятно, что 61% (более половины) вынуждены были изменить свои производственные политики. При этом большинство пошло по пути упрощения производимой продукции, и лишь порядка 5% нашли новые ниши и стали производить новую продукцию», — отмечает вице-президент ЦСР, руководитель направления «Пространственное развитие» ЦСР Татьяна Караваева.

Изображение

Кризисы на градообразующих предприятиях все еще способны оказать сильное негативное влияние на социально-экономическое положение моногородов. Поэтому местные и региональные власти активно поддерживают такие организации. «Уход многих иностранных производителей с отечественного рынка под влиянием санкций заставил местные власти применить беспрецедентные меры поддержки для сохранения рабочих мест на градообразующих предприятиях. Дотации из бюджета, отсрочки по платежам, налоговые каникулы — это лишь часть стабилизационных мер, которые требуются предприятиям в сложной ситуации. С другой стороны, часть градообразующих предприятий производит товары, обеспечивающие госзаказ. Поэтому, спрос на определенную продукцию существенно вырос с начала года, тем самым дав градообразующим предприятиям стимул для расширения производства и ассортимента», — отмечает Татьяна Скрыль.

По мнению ЦСР, для сохранения конкурентоспособности градообразующих предприятий в будущем необходимо увеличить расходы на НИОКР, быстрее создавать инжиниринговые центры для производства машин и оборудования и центров реверс-технологий в наиболее рисковых (пострадавших) отраслях промышленности. «Многие предприятия вынужденно деградируют, отбрасывая свое развитие на 10-15 лет назад. Очевидна острая потребность в государственной поддержке НИОКР и инжиниринга», — считает Караваева.

Однако для нивелирования всех рисков в будущем этих мер может оказаться недостаточно. «Ключевые инструменты, которые нужны для изменения моделей развития, — это ускоренное развитие производства промышленного оборудования через льготные кредиты, поддержанные государством консорциумы предприятий, создание инжиниринговых центров, центров реверс-технологий. Для модернизации предприятий необходимы долгосрочные льготные кредиты (мер ФРП недостаточно). И так же, как и для всей экономики, нужно ускоренное финансирование развития инфраструктуры Восточного полигона, МТК Север-Юг для обеспечения экспорта», — полагает Дмитрий Землянский.

При этом важна кооперация и сотрудничество всех сторон, только в этом случае помощь будет эффективной. «Поскольку моногорода находятся в зоне влияния нескольких федеральных органов власти (рынок труда и система ТОСЭР — у Минэкономразвития, градообразующие предприятия — в ведении Минпромторга, Минсельхоза и Минтранса), выявленные риски должны учитываться и смягчаться в тесном межведомственном взаимодействии, а также с участием соответствующих управленческих структур моногородов», — полагает президент ЦСР Владислав Онищенко.

Источник:
+31
00:51
176
Нет комментариев. Ваш будет первым!
Используя этот сайт, вы соглашаетесь с тем, что мы используем файлы cookie.