Законопроект об эффективном радиусе увеличит утилизацию золошлаков — Промышленный портал

Законопроект об эффективном радиусе увеличит утилизацию золошлаков

Законопроект об эффективном радиусе увеличит утилизацию золошлаков

Власти планируют использовать скопившиеся горы несгораемой части угля (так называемые золошлаки) при строительстве зданий, дорог, а также в производстве удобрений. Стимулировать этот процесс должен законопроект об эффективном радиусе, который внесут в Госдуму в этом году. Как будет работать новый механизм и что еще планируется сделать для вовлечения вторсырья в промышленность, в интервью «Российской газете» рассказала гендиректор Национальной ассоциации развития вторичного использования сырья (АРВИС) Ирина Золотова.

Что ассоциация предложит для решения проблемы с золошлаками?

Ирина Золотова: В первой половине июня правительство планирует утвердить «комплексный план по повышению объемов утилизации золошлаковых отходов тепловых электростанций и котельных». Документ разрабатывался минэнерго при участии компаний, регионов и экспертов АРВИС на базе Финансового университета. Все согласительные процедуры документ успешно прошел.

Это позволит снизить ключевые барьеры для использования золошлаков в качестве вторичного сырья. Строителям проще использовать традиционные материалы, например, глину и песок. Применение золошлака требует дополнительных вложений в компетенции.

Более чем 1,5 млрд тонн золошлаков накоплено на золоотвалах. Он точно «не фонит» и также безопасен, как хлебные крошки или яичная скорлупа. С точки зрения экологического законодательства, это отход пятого класса опасности — практически неопасный. При этом есть отдельные кейсы, где заполнение золоотвалов создает дополнительные риски — например, в Челябинске золоотвал находится в черте города, а на Сахалине — на границе с морем.

Какие конкретно предложения вы внесли в правительство?

Ирина Золотова: Все золошлаковые отходы находятся на Дальнем Востоке и в Сибири. Но основные проекты по дорожному строительству и строительные заводы находятся в европейской части страны.

Ключевое — введение инструмента эффективного радиуса утилизации. В Индии такая практика себя успешно зарекомендовала — если в границах этого радиуса находится вторичное сырье, например, золошлаковый материал, то использовать традиционные материалы запрещено. По нашим оценкам в России это 130 километров, если мы говорим про автомобильный транспорт. Такую норму предлагаем ввести как обязательную. Конечно, мы можем ее сделать только в рамках госзаказов. Хотя в Индии она работает без исключения.

Вторая история — это показать на практике, что золошлаки можно использовать по различным направлениям.

Третья история — это предоставление льгот на перевозки золошлаков и продуктов их переработки ж/д транспортом. Мы сейчас готовим аналитику по данному вопросу применительно к Свердловской области, где расположена крупнейшая угольная электростанция в России — Рефтинская ГРЭС.

Предлагаем создать систему ГОСТов для каждого направления применения золошлаков от строительства и металлургии до сельского хозяйства. Такая мера нам четко даст ответ на вопрос — каким требованиям должен соответствовать золошлак, чтобы его применять как вторсырье.

В каких еще отраслях можно использовать золошлак?

Ирина Золотова: Одно из основных направлений — это стройка. В этом плане развитие на Дальнем Востоке и в Сибири строительных заводов, запроектированных под применение вторичного сырья — это правильная история. У нас уже накоплены горы золошлаков, поэтому есть направления, которые мы можем начать реализовывать уже сейчас. Золошлаковый материал можно использовать как грунт для рекультивации земель. Региональные проекты, которые сейчас есть в комплексном плане, предусматривают рекультивацию нарушенных земель, полигонов ТКО, а также создание объектов дорожного строительства.

Золошлаки уже сейчас можно использовать для рекультивации земель, мусорных полигонов, а также при строительстве дорог

В будущем можно будет использовать инновационные технологии извлечения из золошлаков железного концентрата, глинозема (сырье для производства алюминия) и драгоценных металлов. В таком случае мы уже можем говорить о применении продуктов переработки золошлаков в сельском хозяйстве в качестве удобрений и мелиорантов, а также в цветной и черной металлургии. Есть даже наработки по производству алюминиевых каогулянтов для фильтрации сточных вод и пропантов для производства тампонажных смесей — используются при бурении нефтяных скважин. Но мы четко разделяем, что есть дорожка «быстрых побед», по которой мы уже идем, а есть «длинная тропа», которую надо осваивать сейчас, поскольку именно она обеспечит системную утилизацию золошлаков в перспективе.

Использование золошлаков в строительстве и дорожном хозяйстве дешевле, чем традиционных материалов?

Ирина Золотова: Да, но это если мы говорим про сопоставимые условия. В строительстве ключевую роль играет транспортное плечо. Многие станции готовы отпускать сырье по минимальной цене — 1 рубль за тонну. Удаленность электростанций может довести конечную стоимость применения золошлаков до традиционных аналогов (глина, песок), то есть до 600 рублей за тонну.

Строители готовы брать этот материал?

Ирина Золотова: Строители готовы брать стандартизированный материал стабильными партиями. Для строительной индустрии использование вторичного сырья — совсем не новая технология. На практике не все энергокомпании пока имеют возможность отстроить процессы для системных поставок золошлаков, на это нужны и капитальные затраты, и инвестиции в компетенции.

Как дорожные службы относятся к использованию золошлака?

Ирина Золотова: За рубежом золошлак используется во всех слоях дорожной одежды. Мы, конечно, пока рассматриваем в первую очередь нижние слои, то есть насыпь, для новых дорог. В верхних слоях его тоже можно использовать, и дорожники готовы рассматривать эти проекты. Но для этого надо обеспечить необходимые свойства материалов. То есть опять технология не новая, вопрос выработки практик и их тиражирования.

В комплексном плане предусмотрены два трека по стимулированию применения золошлаков в дорожном строительстве. Во-первых, это подготовка технико-экономических параметров применения золошлаков на базе дорог местного значения в не менее чем 10 регионах. Это Приморье, Кузбасс, Красноярский край, Новосибирская, Иркутская, Свердловская, Омская, Ростовская, Томская, Челябинская области. Во-вторых, это трек более сложный, связанный со строительством дорог, возводимых в рамках федеральной госпрограммы «Развитие транспорта», там будет действовать более ситуативно. Самый реальный большой проект в ближайшей перспективе с использованием золошлаков — это Северный обход Омска. Отдельно еще будем рассматривать применение золошлаков для железнодорожного строительства.

Есть ли в России технологии для создания заводов по переработке золошлаков?

Ирина Золотова: С точки зрения технологий мы уже видим большие успехи на базе российских университетов. Вопрос в том, что для инновационных технологий требуются дополнительные затраты, чтобы довести их до стадии промышленного завода. Из «обкатанных» технологий мы можем говорить о механической переработке золошлаков с извлечением полезных фракций. В России не менее 35 предприятий, которые производят оборудование для реализации подобной технологичной переработки золошлаков. Они стоят в Москве, Воронеже, Калуге и Новосибирске. Так что мы здесь точно видим хорошие перспективы для тиражирования.

Есть шанс, что такие меры позволят полностью решить проблему с золошлаками? Или задача новых проектов в том, чтобы их не стало больше?

Ирина Золотова: Министерство энергетики совместно с энергетическими компаниями себе поставили задачу к 2035 году утилизировать 50% золошлаков. Наши оценки показывают, что потенциал для утилизации может быть и выше 100% от годового образования, потому что есть накопленные объемы за прошлые годы.

Мы с Российским экологическим оператором активно работаем над моделями экокластеров и экотехнопарков для переработки золошлаков. Сейчас прорабатываем с учетом экономики три региона для пилотирования данных моделей: Приморье, Новосибирская и Челябинская области.

Что планируете сделать до конца года?

Ирина Золотова: Мы ожидаем увидеть два ключевых результата. В регионах приступят к реализации всех пилотных проектов. Законопроект об эффективном радиусе пройдет межведомственное согласование на площадке правительства и будет внесен в Госдуму.

Источник:
+31
21:49
220
Нет комментариев. Ваш будет первым!
Используя этот сайт, вы соглашаетесь с тем, что мы используем файлы cookie.